муниципальный район
Население: 65,815 тыс. чел. (2016)
Площадь: 2372,0 кв. км
Дата образования: 1924
Часовой пояс: MSK (UTC+3)
Ближайший аэропорт: Пашковский
Кущёвский район находится на севере Приазово-Кубанской равнины. Первые поселения (курени) черноморских казаков, выходцев из Запорожской Сечи, здесь появились в конце 18 столетия. По традиции они получали Сечевые названия. Так, в числе других появился курень Кущёвский недалеко от Шкуринского и Кизляковского. В 1842 году их переименовали в станицы. После прихода советской власти они вошли в состав Кущёвского района Донского округа Юго-Восточного края. В 1937 году район стал частью Краснодарского края.
Северные и восточные окраины района примыкают к территории Ростовской области. На западе и юге он граничит с Ленинградским и Крыловским муниципальными образованиями Краснодарского края. История Кущёвских земель связана с именем полководца Александра Суворова. В период с 1777 по 1782 годы он занимался укреплением южных рубежей России и возведением форпостов. Часть из них была построена на кущёвской земле.
Над устьем Куго-Еи возвышались валы форпоста №5, где теперь находится восточная окраина Кущёвской станицы. С этих мест Суворов летом 1773 года начал строительство оборонительной линии, состоящей из казачьих застав. Форпост № 6 был поставлен рядом с устьем Кавалерки. Выше по ее течению построили укрепленный пункт № 7, где теперь находится мост. Казака Кущёвского куреня были выходцами из Запорожского Низового войска Запорожской Сечи. Кошевым атаманом на протяжении 11 лет был Пётр Калнышевский – казак Кущевского хутора.
Основным источником дохода станичников являлось земледелие. Основной культурой была пшеницы, дававшая большие урожаи. Разведением скота не занимались, поскольку в то время животноводство не приносило доходы. С середины 19 столетия кущёвцы специализировались на выращивании арбузов и дынь, картофеля и других овощей. В окрестностях простирались обширные сады с плодовыми деревьями разных видов.
В 1875 году через Кущёвские земли прошел первый поезд только открытой Владикавказской железной дороги. После ее пуска стала развиваться промышленность. Появились первые мельницы и маслобойни, кирпичные и мукомольные предприятия. Открылось сразу несколько торговых заведений, мануфактурных лавок.