Как самостоятельно сконструировать окучник для мотоблока: разбор пары вариантов

Различные модели окучников

Окучник является вторым по значимости инструментом после плуга и лебедки. С его помощью можно сначала нарезать борозды для посадки, а в последствие засыпать их с посадочным материалом.

В продаже можно встретить несколько вариантов моделей этого инструмента.

Вариант #1 – листерный окучник

Это самый простой тип инструмента, который имеет фиксированную ширину захвата. Конструкция представляет собой два соединенных и немного раздвинутых зафиксированных крыла. Поскольку крылья инструмента неподвижны, нельзя регулировать ширину захвата, подстраивая окучник под ширину междурядий. Поэтому при работе с таким инструментом междурядья приспосабливают к возможностям окучника, а не наоборот. Традиционно производители выпускают изделия с шириной захвата 25-30 см, что также является далеко не самым удобным вариантом, ведь технология выращивания картофеля предусматривает ширину междурядий в 50-60 см.

Особенностью конструкции листерных окучников является также наличие тонких стоек, которые препятствуют перегрузке мотокультиватора при заглублении окучника в слои плотной почвы.

Некоторые модели листерных окучников имеют обтекаемую форму, что является более предпочтительным, поскольку при работе с таким инструментом меньше выворачивается и иссушивается почва.

Также может бать полезен материал о том, как следить за состоянием грунта на даче: https://diz-cafe.com/ozelenenie/ot-chego-zavisit-plodorodie-pochvy.html

Вариант #2 – изделия с переменной шириной захвата

Такие инструменты более удобны в работе, поскольку оборудованы регулировочным механизмом, с помощью которого можно изменять положение крыльев. Это позволяет подстраивать инструмент под разную ширину междурядий.

Существенным недостатком таких конструкций является их большая энергоемкость. Причиной этому служит то, что в процессе работы крылья инструмента отодвигают почву в сторону, часть которой после его прохождения все же осыпается обратно в борозду. В результате спина и руки быстрее устают, и часть мощности двигателя затрачивается на бесполезную работу. Но несмотря на это они являются одними из самых популярных моделей среди большинства огородников.

А еще, можно сделать прицеп для мотоблока, об этом читайте: https://diz-cafe.com/tech/pricep-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html

Вариант #3 – дисковые модели

Основными преимуществами дисковых окучников являются:

  • Удачное сочетание мотоблока с самим инструментом. Используя дисковый окучник, при понижении скорости мотокультиватора, возрастает его мощность. Это не только повышает эффективность культивирования, но и положительно сказывается на работе самого агрегата.
  • Удобство в эксплуатации. Для работы с таким инструментом нужно прилагать минимум усилий: он сам продвигает себя вперед, не требуя дополнительного проталкивания сзади.
  • Универсальность применения. С помощью этого инструмента окучивание можно производить как после посадки клубней, так и в период активного роста надземной части культур.

Выбирая среди разнообразия ассортимента, предпочтение желательно отдавать моделям, изготовленным из легированной стали, оборудованным подшипниками качения (а не втулками скольжения), с большим диаметром и толщиной дисков.

Вариант #4 – окучники пропеллерного типа

Такие окучники предназначены для обустройства мотоблоков и мотокультиваторов, которые имеют две передние передачи. Это необходимо для того, чтобы на второй передаче с повышением мощности до 180 об/мин., с помощью инструмента можно не только рыхлить, но и перебрасывать почву в грядки из междурядий.

Культиватор тоже можно сконструировать самостоятельно, об этом читайте: https://diz-cafe.com/tech/samodelnyj-kultivator.html

Пример самостоятельного изготовления листерного окучника

Как видно, окучники представляют собой довольно простые конструкции. В том, чтобы сделать окучник своими руками для мотоблока, нет ничего сложного.

Эти половинки следует изогнуть до совпадения радиусов, а затем сварить за 2-3 прохода. Сварные швы следует обработать болгаркой и при необходимости выборочно подварить и повторно зачистить. В результате должен получиться идеальный ровный слой металла.

Простая модель дискового окучника к мотоблоку

Для изготовления инструмента необходимо подобрать тип крыльев. Диски, или лемехи отвалы, представляют собой стальные листы толщиной 1,5-2 мм, имеющие отогнутые нижние кромки.

Важное условие: диски должны быть строго симметричны. Иначе конструкцию будет «вести» в сторону, что будет значительно затруднять работу.

При обустройстве конструкции можно использовать лемехи, снятые с отслужившей свой срок сеялки.

Соединяют элементы между собой, используя болтовое соединение или посредством сварки. Сами диски соединяют при помощи регулируемых переходников. Помимо дисков, основными элементами инструмента выступают: Т-образный поводок, винтовые талрепы и стойки. Талрепы необходимы для регулирования вдоль вертикальной оси поворота дисков. К мотоблоку инструмент крепят с помощью балки с крыльями.

При изготовлении и сборке деталей на основе чертежа важно предусмотреть соотношение размеров и конструкцию крепления. Возможно два варианта изготовления инструмента: с фиксированной или переменной шириной захвата крыльев. При втором способе обустройства расстояние между дисками можно будет изменять путем симметричной перестановки стоек.

Для облегчения работы с инструментом нужно предусмотреть обустройство подшипников скольжения. Установив подшипники, а не втулки скольжения, можно повысить надежность изделия.

Также будет полезен материал о том, как сделать адаптер для мотоблока самостоятельно: https://diz-cafe.com/tech/adapter-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html

В процессе сборки конструкции для крепления инструмента к мотоблоку задействуют кронштейн сцепки без грядиля. Для этого к кронштейну прикрепляют с помощью стопора и болтов с плоскими шайбами поводок окучника. Стопор вставляют внутрь квадратной трубы и плотно прижимают к ее наружной поверхности.

Агрегат готов к работе. Работая на первой передаче, за счет снижения поступательной скорости можно увеличить тягу мотоблока. Если в процессе окучивания колеса пробуксовывают, их необходимо спарить.