Расхождение в этических взглядах нередко приводит к конфликтам, и поэтому так важно ориентироваться в мире человеческих ценностей.
В жизни мы так или иначе руководствуемся своими представлениями о том, что для нас хорошо, а что — плохо, причём зачастую совсем не задумываясь об этом.
Сталкиваясь с поведением, не соответствующим нашим ценностям, мы можем вызвать серьёзный конфликт, если не возьмём на себя труд ознакомиться с моральными принципами других людей.
Этические системы можно разделить на две большие группы:
- Школы натуралистические. Удовлетворение своих потребностей приносит удовольствие. Поэтому натуралистические школы соотносят свои ценности с этим удовольствием — и гедонисты, ценящие любое удовольствие, и киники, избавляющиеся от излишеств во имя независимости и самодостаточности.
- Школы, взывающие к преодолению своей натуры ради общественного блага.
Ниже мы последовательно познакомимся с основными этическими системами, а вы сами попробуйте понять, какие из них натуралистические, а какие — нет.
От греческого ἡδονή — удовольствие. «Хорошо» — это удовольствие, любое, здесь и сейчас. «Один раз живём», «срывай цветы удовольствия», «бери от жизни всё» — именно об этом этическом течении. Хотя удовольствие как высшее благо лежит в основе многих этических систем, в большинстве случаев оно критически переосмысливается. Культивируются только те наслаждения, которые не влекут за собой впоследствии страдания. «Желания тоже надо воспитывать», — считают противники гедонизма.
От английского abolitionism < фр. < лат. abolitio — отмена, уничтожение. Вообще аболиционизмом называют самые разные движения, выступающие за отмену чего-либо. Изначально аболиционисты выступали за отмену рабства. Затем название распространилось на движения против смертной казни и войн. Сейчас это понятие используется в рамках этики трансгуманизма.
Аболиционисты считают, что с помощью технологий можно избавить мир от любой формы страдания, причём касается это не только людей, но животных.
С помощью этики аболиционизма даже такое индивидуалистическое воззрение, как индивидуализм, можно превратить в заботу о всеобщем благе. Негативные последствия всегда смущали людей, когда речь шла об удовлетворении всех своих возможных желаний. Приходилось потребности культивировать, сублимировать или, наоборот, менять свою жизнь для их реализации. Теперь же решение этой проблемы видят в генной инженерии и фармакологии.
Эпикуреизм назван в честь своего основателя, философа Эпикура, жившему в IV-III вв. до н. э. Идеалом для мыслителя была свободная и безмятежная жизнь богов, как он, разумеется, её себе представлял.