Учебник «Дизайн-мышление» для учителей

Изучая проблемы современной школы, довольно часто можно встретить такие высказывания учителей: «я не могу добиться внимания от студентов», «класс плохо оборудован», «оценки не отражают реального положения дел» и т.д. Учебник «Дизайн-мышление» для педагогов предлагает им научиться самостоятельно решать проблемы, не полагаясь на администрацию.


Авторы учебника, который размещён в сети, создавали свой труд, осознавая, сколько в реальной школе сегодня проблем. Но главный посыл учебника «Дизайн-мышление» заключался в том, что нет неразрешимых проблем, а те, которые есть, нужно рассматривать как площадку для разработки новых решений для своего класса и школы.


Потребности сегодняшних учащихся развиваются столь же быстро, как и новые технологии, которые конкурируют за их внимание. Но не все организации и системы успевают за постоянными изменениями и требованиями времени. Однако, по мнению авторов пособия, педагогу, который постоянно общается с учениками, легче держать руку на пульсе времени и следить за изменяющимися потребностями детей.

Кроме того, учебные программы составляются государством в наиболее общем виде, в то время как на деле каждая школа имеет свою специфику. А особенности школы и её учеников вряд ли кто-то понимает столь же хорошо, как учитель, который работает в данной школе с этими детьми. Именно поэтому никто не решит существующие проблемы лучше, чем сам преподаватель. Нужно только должным образом подготовиться к этому.

По мнению авторов, только когда учитель становится проектировщиком, дизайнером учебного процесса, он принимает решения, которые нужны именно его ученикам, а не школе, району или государству.

Но чтобы начать делать что-то самостоятельно, нужно перестать ждать от школы своевременной подстройки к новым условиям жизни. Да, время педагога драгоценно, но на что же его тратить, если не на улучшение учебного процесса?

Дизайн-мышление, или проектное мышление – это подход, который позволяет учителям приобретать знания, получать новый опыт, находить уникальные решения и идти в ногу с изменяющимися тенденциями и потребностями школы.

Как сказал когда-то Эйнштейн, «мы не можем решать проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их».


Что предлагает учебник педагогам? Простой инструментарий проектирования, который позволит учителям освоить новые способы совместной работы по созданию уникальных решений для класса, школы и сообщества.

Всего авторы выделяют пять простых шагов проектирования, которые могут пригодиться преподавателям в их повседневной практике.

1. Открытие.

Авторы предлагают учителям подробно рассматривать каждую проблему, понимать её суть и только с учётом этого приступать к подготовке исследования. Запастись вдохновением – тоже не лишнее для педагога, вставшего на путь борьбы с недостатками учебного процесса.

2. Интерпретация.

Поняв проблему, нужно изучить контекст, найти все смыслы и выделить реальные возможности.

3. Идеация.


Рассмотрев подробно проблему со всех сторон, нужно начать генерировать идеи по использованию тех или иных возможностей, примерять их к существующей ситуации и предсказывать результаты.

На этой стадии не стоит забывать, что дизайн-мышление - это модель совместной работы, которая исходит из того, что коллективный разум всегда сможет найти более рациональное решение, чем один-единственный человек. Проявляя смекалку и работая с различными точками зрения, учитель принесёт гораздо большую пользу окружающим.

4. Эспериментирование.

Собственно, стадия, которая предлагает приступить к действиям и начать воплощать свои идеи в жизнь. Не забывать об обратной связи – один из необходимых пунктов на этой стадии.

5. Эволюция.


Последняя стадия, на которой педагог получает необходимые уроки и продолжает двигаться вперёд. Ведь дизайн-мышление - это модель, в которой невозможно раз и навсегда добиться окончательного результата. Слишком много учеников, постоянно нуждающихся в изменениях, слишком быстро бежит время, чтобы можно было раз и навсегда найти панацею от всех бед. Проектное мышление помогает педагогам изменяться вместе с новыми тенденциями и находить актуальные решения. Кроме того, это помогает учителям избавляться от «комплекса совершенства», который зачастую парализует педагога и не даёт ему рисковать из-за страха сделать ошибку.

Если внимательно посмотреть на простые шаги, представленные в учебнике, станет ясно, что учителя уже обладают всеми навыками для решения возникающих проблем. Только нужно научиться правильно ими пользоваться и проявлять гибкость, работая в условиях постоянных ограничений.

По замыслу создателей пособия, этот нехитрый инструментарий знакомит читателей с процессом и методами проектирования, использование которых в каждодневной практике при решении любых проблем позволяет педагогам оттачивать навыки и добиваться поставленных целей. Сегодня более 3 миллионов учителей США, а также крупная международная сеть восторженных педагогов пользуются инструментами проектирования и добиваются отличных результатов.

Например, Майкл Шерр, учитель 2-го класса в Нью-Йорке, однажды понял, что он никогда не спрашивал своих учеников, как переделать классную комнату так, чтобы детям в ней было более комфортно. Поговорив с детьми, он решил перестроить класс в соответствии с желаниями детей. Учитель опустил доски объявлений, так что его ученики могли видеть содержание, он потратил часы на монтаж, чтобы создать более уютное пространство для школьников. Теперь его ученики больше занимаются в классе, а перемещение по классу стало удобным для каждого. С тех пор Майкл решил последовательно вовлекать своих учеников в решение различных проблем. И это работает.

А в средней школе Castle, которая находится на Гавайях, для улучшения качества обучения создали некоммерческую организацию «Дизайн-мышление Гавайев». Организация создана добровольцами в партнерстве с гавайским Департаментом Образования для того, чтобы решать серьёзные проблемы, используя метод проектного мышления. Через серию мини-опросов некоммерческая организация собирает информацию о потребностях и интересах учащихся, учителей и семей и всем сообществом представляет новые решения, которые могли бы помочь школе быть более эффективной.


Предприятия, социальные предприниматели и другие новаторы пользуются этими методами на протяжении десятков лет. Что мешает применить их в педагогической практике? Спектр вопросов и проблем, которые можно решать таким образом, варьируется от попытки сделать класс более уютным до поиска новых путей к улучшению результатов обучения и разработки нетрадиционных подходов к подключению родителей.

Проектирование - это творческий акт, который позволяет учителям понять, что создание эффективной обучающей среды – это искусство. Если педагоги хотят изменить систему образования и сделать её более актуальной, более эффективной и более приятной для всех участников, они должны уметь принимать дизайнерские решения и перестраивать школьную практику.

Авторы учебника предлагают учителям всегда помнить о нескольких вещах:

- Каждый настоящий учитель - дизайнер, который может направлять свои творческие способности на решение проблем, которые есть в классе. Лишь взяв на себя ответственность, можно повлиять на жизни своих учеников и внести свой вклад в развитие новой системы.

- Нужно научиться забывать о своих регалиях и вставать на место открытого ко всему новичка, который готов учиться, экспериментировать, совершать ошибки и делать соответствующие выводы.


- Лишь покинув зону комфорта, можно действительно чему-то научиться. «Оставьте рутину. Выйдите из своего класса. Сотрудничайте с другими», - призывают авторы пособия.

- Проблемы – это всего лишь замаскированные возможности для проектирования. Имея «менталитет изобилия» и неиссякаемый запас оптимизма, учитель сможет многого добиться. Нужно только заменить вопрос «Что случилось» на вопрос «А что, если?».

В заключение стоит сказать, что учебник был создан с верой в то, что любую ситуацию можно изменить собственным силами: принимая правильные решения и создавая нечто новое. Метод, безусловно, хорош, но он предполагает, что учитель перестанет бесконечно ждать помощи извне и возьмёт на себя ответственность за то, что происходит в его классе, а также сделает всё от него зависящее для положительных изменений.

Слишком идеально? Возможно. Но возникает вопрос: а стоит ли вообще идти в профессию, если ты не готов к такой самоотдаче и постоянной работе над собой и условиями своей профессиональной деятельности? Учителей, которым «всё до лампочки» мы встречали, знаем. Хотелось бы больше видеть тех, кто неравнодушен и продолжает фонтанировать идеями, касающимися улучшений школы. Кажется, что учебник по проективному мышлению очень пригодился бы тем, кто не относится к первой группе, но и ещё не достиг мастерства представителей второй. Так что смотрите, изучайте - оно того стоит.

По материалам: Design Thinking for Educators.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND